В целом же Минприроды согласилось изменить лицензионные соглашения по большинству месторождений из списка «Роснефти», но по десяти участкам правительство отказалось утверждать изменения, в частности по Терско-Камовскому участку, Восточно-Чарскому, Западно-Сузунскому, Аявинскому месторождениям. На этих участках «Роснефть» просила перенести сроки геологоразведки либо продлить действия самих лицензий. Источник в правительстве объяснил отказ тем, что на этих участках не полностью выполнялись условия (например, фигурировали просьбы перенести бурение скважин с 2010–2011 на 2016–2018 годы). Однако он не уточнил, чревато ли это отзывом лицензий.
Министр природных ресурсов Сергей Донской ранее заявлял, что «Роснефть» подавала заявки на изменение лицензий поэтапно еще до введения санкций, а корректировка условий лицензий требуется не только из-за санкций, но и из-за того, что поменялась экономическая ситуация в отрасли. «Актуализация лицензий в текущей ситуации обязательно нужна и проводится. В настоящее время мы работаем над проведением «лицензионной амнистии», которая должна стать хорошим стимулом для развития поисковых работ. В ее рамках происходит корректировка тех условий лицензий, которые в сложившихся экономических условиях становятся невыполнимым обременением для недропользователя. Работа по уточнению условий лицензий, прежде всего в удаленных и труднодоступных регионах, уже ведется Роснедрами», – уточнил Сергей Донской.
«Роснефть» в установленном порядке обратилось в Роснедра с предложением пересмотреть условия пользования недрами ряда лицензионных участков (сроки выполнения обязательств которых не наступили), говорит представитель нефтяной компании. По его словам, основанием для обращений послужила обновленная информация о геологическом строении участков недр, полученная в ходе проведенной геологоразведки, а также сроки ввода в эксплуатацию магистральных нефтепроводов.
Виктор Орлов, президент Российского геологического общества, полагает, что в отдельных случаях перенос сроков бурения на сложных месторождениях для актуализации его геологической модели уместен. Однако в России налицо тенденция, когда крупные компании не заинтересованы наращивать темпы геологоразведки, поскольку они обеспечены запасами и ресурсами на десятки лет вперед. «Роснефти» хватит нефти на ближайшие годы, а на десятилетия вперед она не думает. Последние десять лет, несмотря на рост инвестиций в геологоразведку «на бумаге», физические объемы бурения нефтяных скважин в РФ не изменились. Таким образом, компании продолжают эксплуатировать запасы нефти и газа, открытые еще в советские времена. Однако с точки зрения добычи топлива глобальные последствия будут ощутимы в среднесрочной перспективе, когда придется чем-то восполнять падающую добычу», – считает эксперт.
|