Главная » 2018»Сентябрь»16 » “Северному потоку-2” – быть: в Брюсселе пытаются назначить крайнего
10:55
“Северному потоку-2” – быть: в Брюсселе пытаются назначить крайнего
Вопрос будущего газотранспортного проекта «Северный поток-2» сегодня стал одной из главных тем в политических взаимоотношениях России и стран Европейского союза.
В Евросоюзе хотят создать правовую базу по «Северному потоку-2»
Очевидно, что с экономической точки зрения данный проект полностью отвечает интересам всех участвующих в нем сторон, а все претензии сводятся к доводам политического характера, которые продвигают на континенте европейские союзники Соединенных Штатов.
В этой связи показательным выглядит сообщение датского издания Politiken со ссылкой на источники в национальном правительстве Дании о том, что Еврокомиссия разослала предложение всем странам Евросоюза с просьбой собраться и обсудить проблему «Северного потока-2».
Примечательно, что вопрос здесь ставится насчет правового статуса этого газопровода, который в настоящий момент не урегулирован европейскими юридическими нормами.
Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это начинание Еврокомиссии связано с тем обстоятельством, что «Северный поток-2» не подпадает под европейское право.
«Северный поток-2» не регулируется европейским правом
Этот проект идет по дну Балтийского моря и, соответственно, его работа регулируется только международным морским правом, а Брюссель со всеми своими многочисленными правилами повлиять на него не может.
«Кроме того, здесь есть и внутриполитический момент, когда каждая из сторон внутри этого паневропейского объединения пытается переложить ответственность по принятию больших решений на другую. В итоге Еврокомиссия в данном начинании просто пытается разделить ответственность за этот проект с европейскими правительствами», - констатирует Гривач.
Дело в том, что «Северный поток-2» в настоящее время подвергается огульной критике в Европе, а сами европейские чиновники не хотят нести по этому вопросу никакой ответственности.
«В самом этот проекте юридически все предельно просто и понятно. «Северный поток-2» – это проект, который затрагивает многие европейские страны, но который заканчивается на территории Евросоюза, а, значит, не может регулироваться в каком-то операционном режиме контролирующими органами Брюсселя», - резюмирует Гривач.
Алексей Игоревич замечает, что правила европейского рынка здесь не могут применяться, поскольку «Северный поток-2» де-юре не работает на территории Евросоюза.
«Северный поток-2» свяжет Россию, Германию и «Баумгартен»
«Под европейские нормы в этом случае подпадают только водопроводы, продолжающие «Северный поток-2» уже на территории Европы, но не сама магистральная труба, которая должна связать Россию и австрийский хаб «Баумгартен», - заключает Гривач.
Отметим, что «Баумгартен» является одним из трех крупнейших газораспределительных центров в Европе и универсальной международной площадкой по торговле природным газом.
Интересно, что это прямой продукт сотрудничества между СССР и ФРГ, поскольку он появился после того, как немцы и австрийцы заключили в 1968 году с Москвой первый долгосрочный договор на поставку отечественного газа на территорию Западной Европы.
Поэтому не стоит удивляться тому, что главными лоббистами «Северного потока-2» в Европе сегодня являются немецкий бизнес и австрийские власти. Немцы, как известно, это главные потребители российского газа в Европе, а Австрия на всем этом хорошо зарабатывает.
Ведь в «Баумгартене» российский газ затем торгуется по всей Европе, причем с хорошей наценкой и по контрактам всех типов – от долгосрочных до так называемых своповых.
Брюссель боится ответственности за «Северный поток-2»
«Таким образом, на сегодня ситуация складывается так, что европейцы могут контролировать только закупщиков российского газа и те газопроводы, по которым этот энергоресурс будет распределяться конечным потребителям в Европе, но не сам «Северный поток-2». Поэтому Брюссель и пытается разработать какие-то внутренние нормы по этому проекту, чтобы хотя бы сделать вид, что этот проект не пускается на самотек», - констатирует Гривач.
На сегодня, как замечает эксперт, Евросоюз может регулировать только экологические вопросы по «Северному потоку-2», а все остальное – это уже предмет международного морского права, на которое Брюссель не может наложить своих внутренних норм.
«Всем понятно, что «Северный поток-2» де-юре является трансграничным проектом, но из-за того, что здесь присутствует высокая политизация со стороны известных оппонентов нашей страны, европейские власти в Брюсселе очень боятся того, что их, в конечном счете, обвинят в бездействии перед лицом «российской угрозы», - резюмирует Гривач.
Известно, что «борьба» с энергетической зависимостью от России является любимой темой многих европейских популистов, хотя, несмотря на это, в последние годы доля «Газпрома» на европейском газовом рынке продолжает расти. При этом, режим европейских санкций совершенно не мешает этому объективному экономическому процессу, поскольку в последние годы доля «Газпрома» в европейском газовом потреблении превысила треть.
«Другой вопрос, что никто в Брюсселе не хочет стать в глазах общественности «пособниками русских хакеров» или еще кем-то в этом духе, поэтому европейские власти спешат разделить здесь ответственность с национальными правительствами стран-членов Евросоюза, чтобы иметь какой-то согласованный порядок действий по этому вопросу», - заключает Гривач.